Главная> ГСМ > Присадки
Виды и принципы действия присадок
По статистике после исследования состояния автомобиля в ходе «предпродажных» экспертиз не менее 60% потенциальных покупателей от покупки данного автомобиля отказывались именно по результатам проверки двигателя. В ходе экспертизы на экране анализатора цветовая гамма перегретых металлов и продуктов сгорания, а, главное их ориентация в камере относительно надиров на стенках цилиндров позволяет определить последствия перегрева двигателя, а также причины и путь, по которому в зону горения попадает масло.
Существуют приборы с колоссальной разрешающей способностью, позволяющей по износу стенок цилиндра определять реальный пробег двигателя. Дополнительную, но очень весомую информацию, мы получаем с другого прибора, который, исследуя пробу моторного масла, взятого со щупа контроля уровня, определяет содержание посторонних примесей в масле. Этот прибор много раз ставил на место «дворовых профессоров», которые озабоченно цокали языком по поводу «чёрного масла» в, якобы, изношенном двигателе и одобрительно отзывались о прозрачном масле в другом «исправном» автомобиле. А потом в пробе первого масла не обнаруживалось ничего, кроме естественных для нормального «рабочего» масла, углеводородных радикалов, придающих ему тёмный оттенок, а в светлом, недавно замененном перед продажей масле, обнаруживалась металлическая стружка.
Хорошо, если следы большого износа обнаружили на автомобиле до покупки. А что делать, если Вы в сервисе узнали, что причина повышенного расхода топлива и недостаточная мощность Вашего автомобиля не устраняется регулировками и Вам надо изымать из семейного бюджета приличные деньги на капитальный ремонт двигателя? Многие надеются в таких ситуациях на помощь специальных присадок. Здесь надо быть крайне осторожным и использовать их как сильнодействующие лекарства только по предписанию специалистов. Многолетнее изучение этого вопроса позволяет сделать вывод, что использование некоторых присадок в профилактических целях может очень плохо кончиться, а с другой стороны целевое использование некоторых присадок по «хорошо разведанной цели» даёт фантастический результат.
Вязкостные присадки
Придают маслу:
- необходимую текучесть при низких температурах понижая температуру застывания до уровня -15 и -45°C, в зависимости от необходимости;
- вязкость при высоких температурах (чтобы предотвратить контакт между движущимися частями).
Состав:
- сополимеры олефинов;
- полиметакрилаты;
- полиизобутилены;
- стирольные полиэфиры;
- гидрированные радиальные полиизопрены и др.
Противоизносные присадки
Увеличивают противоизносное действие масла в отношении тех деталей двигателя автомобиля, которые подвергаются смазке.
Данные присадки образуют защитную пленку в результате прямого или опосредствованного контакта их активных ингредиентов с металлической поверхностью.
Состав:
Большинство противоизносных присадок представляют собой алкилдифиофосфаты цинка или другого вещества из группы фосфористых производных.
Антиокислительные присадки
Устраняют, или по крайней мере замедлеяют, окисление масла путем взаимодействия с первичными продуктами реакции окисления образуя неактивные соединения. Увеличивают срок службы масла.
Состав:
Дитиофосфаты, используемые в качестве веществ, повышающих износостойкость, являются также превосходными антиоксидантами. Другие составные части: также используются заменители фенола ароматические амины.
Антиокислительные присадки
Устраняют, или по крайней мере замедлеяют окисление смазки путем взаимодействия с первичными продуктами реакции окисления, образуя неактивные соединения. Увеличивают срок службы масла.
Моющие присадки (Детергенты)
Предотвращают накопление примесей и отложений на деталях двигателя, подвергающихся наибольшему нагреванию, таких, как канавки цилиндров. Они особенно полезны для внутренних поверхностей двигателя. Их воздействие помогает уменьшить образование углеродистых осадков и окисленных смесей, а также предотвращает накопление загрязнений и смолистого налета на металлических поверхностях.
Состав:
Соли металлов на основе кальция или магния из алкиральной или алкило-салициловой группы.
Дисперсные присадки (Дисперсанты)
Сохраняют в виде суспензии все твердые примеси, которые образуются в результате работы двигателя автомобиля: несгоревшие углеводороды, смолы, грязь, сажу и примеси, полученные в результате применения моющих присадок. Предотвращают скопление твердых примесей, уменьшают риск образования примесей (грязи) в непрогреваемых частях двигателя автомобиля (например, у коленвала).
Состав:
Обычно состоят из основных компонентов группы алкениловых сукценимидов, янтарных эфиров или их производных.
Антикоррозийные присадки
Препятствуют образованию коррозии на металлических частях возникающей путем комбинированного воздействия воды, кислорода и определенных окислов, образующихся в процессе окисления.
Они образуют защитную пленку при попадании на поверхность, которую надо предохранить от коррозии.
Состав:
Это обычно щелочные или оксидно-щелочные сульфаты, нейтральные или основные (соли Na, Mg, Ca), жирные кислоты или амины, акенилсукциновые кислоты и их производные, бензотриазолы, толитриазолы и т.д.
Антифризные присадки
Сохраняют текучесть масел при низких температурах (от -15°С до - 45°С). Они препятствуют образованию кристаллов парафина в маслах при низкой температуре.
Они изменяют и уменьшают процесс кристаллизации парафинов, содержащихся в маслах на минеральной основе.
Состав:
Полиметилметакрилаты, малеат-стирольные сополимеры, нафталиновые парафины, винилфумаратный ацетат полиэфира.
Противопенные присадки
Масла могут пениться в результате - наличия других присадок!
Моющие присадки оказывают на масла такое же действие, как и мыло на воду: они очищают двигатель, но способствуют образованию пены. конструкции системы смазки, что может вызвать неравномерный поток смазки в результате смешивания воздуха и масла, что ведет к образованию пузырей.
Предотвращают смешивание большого количества воздуха с маслом.
Состав:
Силиконовые масла (акиловые акрилаты присутствуют в маслах в очень небольших количествах).
Противозадирные присадки
Уменьшают вращающий момент трения и с целью получения экономии энергии предохраняют поверхности от тяжелых нагрузок
Придают смазочным материалам особые скользящие свойства, которые чрезвычайно подходят для коробки передач и трущихся поверхностей, работающих в масле (валов, ручной и автоматической коробки скоростей, тормозов и т.д.)
Состав:
В настоящее время проводятся обширные исследования в этой области. Самые сильнодействующие присадки, помогающие преодолевать избыточное давление, основаны на органо-металлических молибденовых производных, производных жирных кислот, составных веществ жирных кислот, форсфоросульфарированных молекулах, бораттах и т.д.
С помощью только высококачественных базовых масел невозможно достичь всех тех свойств, которые современное оборудование и механизмы требуют от смазочных масел. В связи с этим к ним добавляют специальные присадки, которые улучшают свойства базовых масел. Однако необходимо помнить, что даже самые хорошие присадки не способны превратить низкокачественные базовые масла в высококачественные смазочные материалы.
- в начало -