Главная > Устройство автомобиля > Кузов автомобиля
Тип кузова автомобиля
Что такое кузов?
Кузов автомобиля можно определить как принятую форму для перемещения людей, грузов или средств обслуживания. Форма кузова - отражение существующего уровня развития техники, организации и уровня жизни, а также взглядов на функции автомобиля.
Разнообразие форм
Еще недавно на наших дорогах можно было встретить всего две разновидности автомобильных кузовов - седан (четырехдверная «Волга», «Москвич» или «Жигули») и его пятидверный вариант - универсал. Лишь теперь можно по достоинству оценить великое множество форм автомобильных кузовов. Ведь ныне любая крупная фирма выпускает практически каждую модель не с одним-двумя, как раньше, а с тремя, пятью, шестью и больше различных кузовов.
Функциональное назначение
Попробуйте дать определение кузову «Запорожца» ЗАЗ-968 или его предшественника ЗАЗ-966. Или, например, можно ли назвать кузов «Нивы» универсалом?
С точки зрения функциональной принадлежности универсал - это грузопассажирский кузов с 3 или 5 дверями и, как правило, вагонной компоновкой задней части. А много ли в «Ниву» войдет груза? Поэтому всем известный вазовский вездеход можно определить скорее как купе. То есть кузов с одним основным рядом сидений или одним основным и одним дополнительным и двумя или тремя дверями. А как же вагонная задняя часть машины? Для нее в 70-е годы придумали название - хэтчбек, то есть с дверцей в задней стенке.
В России принято называть хетчбеком пятидверную легковую машину с покатой задней стенкой. Но с функциональной точки зрения такой кузов называется седан - конструкция с двумя основными рядами сидений. Седан может быть двух-, трех-, четырех- и пятидверным, с выступающим сзади багажником (то есть трехобъемным) или покатой задней стенкой (двухобъемным), и даже с вагонной компоновкой. В первом случае мы назовем его седан-нотчбек (notch - по-английски «выемка», «зарубка», «вырез»), во втором - фастбек (2 или 4, как у «Победы», двери) или хэтчбек (3 или 5, как у « Иж-Комби»).
Вот почему ЗАЗ-968 правильнее назвать седаном. Ведь покупали его для целой семьи, и, значит, второй ряд сидений, несмотря на неудобный к нему доступ, был все-таки основным, а не дополнительным.
Впрочем, сколько людей - столько и мнений. Так что молодая супружеская пара, не обремененная детьми, вполне может назвать свою «Таврию» трехдверным седаном-хэтчбек, купе, просто хэтчбеком или даже универсалом.
Кузов по ОСТу
С 1 января 1985 года приказом по управлению конструкторских и экспериментальных работ Министерства автомобильной промышленности СССР был введен отраслевой стандарт на основные термины и определения типов кузовов легковых автомобилей.
Нельзя сказать, что он идеально сочетал в себе особенности классификаций «по форме» и «по содержанию». Да и союзного министерства, диктовавшего всем заводам и потребителям свою волю, давно не существует. Тем не менее ознакомиться с трактовкой единственного в своем роде документа, думаем, будет не лишне. Мы также сопроводим официальную точку зрения собственным комментарием и сравним отраслевой стандарт с некоторыми зарубежными классификациями.
Далее по тексту сокращения:
USA - Соединенные Штаты Америки,
GB - Великобритания,
F - Франция,
D - Германия,
I - Италия.
Седан |
USA - Sedan, GB - Saloon, F - Berline, D - Limousine, I - Berlina) |
|
Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений. Несколько нечеткую формулировку относительно «стесненных размеров» гораздо проще и понятнее можно изложить так: «2-7-местный кузов с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений». |
Купе |
(Coupe, Gran Turismo) |
|
Двухобъемный или трехобъемный пассажирский кузов с двумя боковыми дверями и со стесненными посадочными размерами задних сидений. Несколько нечеткую формулировку относительно «стесненных размеров» гораздо проще и понятнее можно изложить так: «2-7-местный кузов с одним основным или одним основным и одним дополнительным рядами сидений». |
Хардтоп-седан |
(Hardtop Sedan, Sport Sedan) |
|
Кузов седан (трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах. Моду на такие кузова ввели американцы в 50-е годы, но в настоящее время они встречаются достаточно редко - у такой конструкции сложно обеспечить прочность крыши при опрокидывании машины. |
Хардтоп-купе |
(Hardtop Coupe) |
|
Кузов купе (двух-, трехобъемный) без средней боковой стойки при опущенных боковых стеклах. |
Фастбек |
(Fastback, D - Fliessheck) |
|
Двухобъемный пассажирский кузов с двумя или четырьмя дверями и плавно спускающейся назад крышей. Пологая задняя стенка седана получила распространение вместе с повальным увлечением аэродинамическими формами в 30-е годы. В настоящее время практически не используется. |
Лимузин |
(D - Pullman) |
|
Пассажирский кузов, имеющий перегородку с открывающимся окном за первым рядом сидений. |
Ландо |
Landaulet, Landaulette) |
|
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над задними рядами сидений. |
Кабриолет |
(Cabriolet) |
|
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и опускающимися боковыми окнами. По общепринятой международной классификации этот кузов оснащается не опускающимися, а съемными боковыми окнами. Существуют также кабрио-лимузин с неубирающимися боковинами, торпедо - без крыши и боковых стекол и фо-кабриолет - с убирающейся стойкой между боковыми окнами. |
Фаэтон |
(Phaeton, Convertible) |
|
Пассажирский кузов с мягким складывающимся тентом и со съемными боковыми окнами. В данном случае произошла некоторая путаница. Немцы называли фаэтоном 6-местную версию кабриолета - 4-6-местный кузов со складной крышей и съемными стойками боковых окон. |
Фаэтон-универсал |
(D - Universal Mehrzweck Fahrzeug) |
|
Грузопассажирский кузов, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов, с мягким складывающимся или съемным тентом и со съемными боковыми окнами (надставками дверей). Яркими представителями этого типа кузова можно считать УАЗ-469 и ЛуАЗ-969. Подобную конструкцию обрекли на вымирание жесткие нормы на безопасность при опрокидывании. Зато сейчас все большей популярностью пользуются «пляжные» открытые джипы-пикапы и им подобные «помеси». |
Бескапотный кузов |
|
|
Однообъемный пассажирский кузов, центр рулевого колеса которого находится перед передней осью автомобиля Многочисленные дешевые японские и корейские «малыши» вагонной компоновки подходят под это определение. |
Фургон |
(USA, GB - Van, D - Kastenwagen, F - Fourgonette) |
|
Закрытый кузов с перегородкой, отделяющей помещение для водителя от помещения для перевозки грузов. В 80-90-е годы фургоны с боковыми окнами, съемными сиденьями в грузовом отсеке, без перегородки получают все большее распространение. |
Комби |
(Hatchback, D - Heckklappenlimousine) |
|
Двухобъемный кузов, имеющий заднюю дверь, предназначенный для перевозки пассажиров или грузов (при сложенных задних сиденьях). Название, ясно указывающее на происхождение и назначение (комбинированный из седана и универсала, сочетающий их качества), у нас не привилось, даже несмотря на продолжавшийся много лет выпуск модели «ИЖ-Комби». Гораздо большее распространение получило иностранное слово «хэтчбек», дословно - «дверца сзади». |
Универсал |
(USA - Station Wagon, GB - Estate car, F - Break, D - Kombi, I - Giardinera) |
|
Двухобъемный кузов с задней дверью, имеющий постоянное грузовое помещение, не отделенное от пассажирского салона стационарной перегородкой (задние ряды сидений - складывающиеся). Жесткое определение «двухобъемный» представляется в данном случае лишним - что будет, когда передняя часть кузова станет такой же плавной линией, как задняя у фастбека? Пример - «Рено-Эспас» или «Мицубиси-Спейс Гир», самые настоящие однообъемные универсалы. |
Кабриолет-хардтоп |
(Hardtop Cabriolet) |
|
Пассажирский кузов со съемной жесткой крышей. |
Родстер |
(Roadster, Spider) |
|
Пассажирский двухместный кузов cо складывающимся мягким тентом. |
Брогам |
(Brougham, Coupe de Ville) |
|
Пассажирский кузов с открывающейся частью крыши над передним рядом сидений. |
Тарга |
(Targa) |
|
Пассажирский кузов со съемной средней частью крыши. |
Пикап |
(Pick-up) |
|
Грузопассажирский кузов с открытой платформой для перевозки грузов и кабиной водителя, отделенной от грузовой платформы стационарной перегородкой. Чаще всего этот кузов путают с фургоном. Чтобы не ошибаться, достаточно запомнить, что Pick-up по-английски означает в том числе и «подбирать», «подхватить». |
- в начало -